Рустем Ахунов (rustik68) wrote in tatarlar,
Рустем Ахунов
rustik68
tatarlar

Открытие выставки 14 ноября

Искусство исламского мира из коллекции Эрмитажа
От Китая до Европы

Знаток нашего края и человек находящийся всегда в курсе культурных новостей, - Хабибуллин Ислам, предупредил, что с 14 ноября на территории Казанского кремля в одном из экспозиционных отделений Республиканского музея, будет демонстрироваться коллекция произведений искусства стран ислама из коллекции Эрмитажа.
По пути к намеченной цели нам встретился эфенди Малик, сказав, что наша сладкая парочка напоминает ему двух известных персонажей из сказки про «Буратино и золотой ключик». Поблагодарив его за столь верно подмеченное определение, Базильо и Алиса двинулись к музей, ограбив по пути две харчевни, одну госархивную, другую от института истории.
Но вот настали долгожданные 16 часов по полудни, когда должна была открываться выставка. Малик подойти к этому времени не мог, да и прихрамывающие Базильо с Алисой, непосредственно к открытию не успели. Пришли почти к шапочному разбору, но один буклетик выдававшийся на презентации только журналистам, нам всё же достался (см. 2 пикчу наверху).
Выставка расположилась на 3-м этаже. Вход к ней предварял сувенирный киоск, где среди открыток и магнитиков на эрмитажные темы были весьма интересные издания, в т.ч. солидный иллюстрированный каталог выставки (1,5 тыс.руб.) и монография Рафика Мухаметшина «Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в ХХ веке» (63 руб.)

Хотя часть приглашённых к открытию гостей уже успела разбежаться, по залам всё ещё гулял директор Эрмитажа Пиотровский вместе с Ф.Мухаметшиным, журналюги сверкали фотовспышками, а «виновники» торжества спокойно продолжали беседовать и представлять культурному бомонду собственно экспозицию. Нам встретилась лишь Забирова Фарида, напомнив нам с Исламом, что с января-февраля в доме архитектора будут возобновлены слушания на архитектурно-краеведческие темы. Об этом я уже уведомлял некоторых участников этого комьюнити в пределах другого комьюнити, достаточно дружественного по тематике.
Здесь же посетители с интересом оглядываясь на вип-персон, с ещё большим интересом разглядывали экспонаты выставки.


А посмотреть здесь есть много чего интересного. И воинское вооружение с сопутствующей утварью, вплоть до искусно выделанных сёдел, скорее парадных, нежели боевых. Есть даже картины изображающие военные баталии, несмотря на то, что живопись в искусстве ислама вещь не главенствующая, да и вызывающая осуждение.



Встретились даже военные штандарты, коих, конечно в «каком-нибудь» Стамбульском Топ-Кала в тыщщи разов больше, там даже есть меч Абу-Бакра, но и представленные в Казани экспонаты не многим хуже

Традиционно разукрашенная и искусно выделанная одежда мусульман прошлых эпох весьма выразительна, и являет уже забываемый пласт исламской культуры. А ведь даже сами восточные ткани вызывали у европейцев восторг и не единожды провоцировали европейскую моду на следование восточным образцам одежды и обихода.


Украшения, это отдельная песня, тут – петь и петь. Ведь орнаментика и резьба ювелирных изделий повторялась даже в архитектуре, особо проявившись в мусульманской Гранаде (Альгамбра), дворцах иранских владык, в Самарканде


Предметы обихода, как домашнего быта, так и связанные непосредственно с мусульманским образом жизни, радуют глаз искусностью исполнения, хотя и такая красота не всегда вызывала одобрение представителей уммы со строгими консервативными взглядами. Здесь представлены образцы искусства Ирана, Индии, Сирии, Мисира, Средей Азии







Искусство отделки аз-зулаем пришло в Европу из Магриба, распространившись через преемственность культурного наследия мусульманской Испании, объединённым Испанским королевством, на некое время ставшей глобальной империей «в чьих владениях не заходило солнце» (c). Голландцы, любящие чистоту и порядок переняли использование плитки у испанских оккупантов. И уже под названием голландской плитки, магрибский аз-зулай стал исвестен всей Европе. На выставке привезённой в Казань есть образцы аз-зулая из мусульманской Испании, есть глазурная плитка и из Индии и другие прекрасные творения мусульманских мастеров, прекрасно резавших по дереву, инкрустируя искусную резьбу слоновой костью или иными декоративными материалами.

В исламе со средних веков действовал запрет на изображение живых существ, но даже позднее они всёже появлялись. Первоначально это относилось к запрету изображать лицо Пророка Мухаммеда, но точность запретов на всё остальное у разных течений ислама было разным. Самыми строгими ревнителями веры стали, безусловно Саудиды, поддержавшие в 18 веке х.л. идеи религиозного подвижника Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба. Другие же мусулдьмане, порой весьма вольно обращались с инструментами для ваяния и нанесения изображений различными способами:

Улемы с настороженностью относились к музыкантам, но музыка звучала придворах всех мусульманских владык. На презентацию выставки также пришли музыканты владеющие инструментами стран традиционно входящих в Дар аль-Ислам. Когда мы с Хабибуллиным Исламом нагруженные печатными изданиями уже покидали выставку, в фойе третьего этажа вновь собрались музыканты и наполнили помещение дивным звуком саза

***
Казанцам рекомендуем к посещению
П.С.
Что-то фотохостинг http://keep4u.ru/ стал часто падать, потому выложенные здесь фотогрфии не всегда видны. Финансовый кризис? ;)
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 1 comment